Анализ учебной деятельности 1. Введение Самообследование МКОУ «Тухчарская основная общеобразовательная школа» проводилось в соответствии с Порядком проведения самообследования образовательной организации, а также приказом Минобрнауки России от 10.12.2013 г. № 1324 «Об утверждении показателей деятельности образовательной организации, подлежащей самообследованию». Целями проведения самообследования являются обеспечение доступности и открытости информации о деятельности организации, а также подготовка отчета о результатах самообследования. Самообследование проводится ежегодно в период за календарный год администрацией школы. Самообследование проводится в форме анализа. 1.1. Общие сведения о школе Полное наименование учреждения в соответствии с Уставом: Муниципальное общеобразовательное учреждение «Тухчарская основная общеобразовательная школа» Новолакского района . Учредитель: Администрация МО « Новолакский район» Место проведения образовательной деятельности: 368164, Новолакский район, с.Тухчар, улица Седьмая, 1. Лицензия на образовательную деятельность: № 7705 выдана 22.08.2014, бессрочно Свидетельство о государственной аккредитации: 6199, выдан 19 мая 2015 года, действительно по 19 мая 2027 года. Устав учреждения: Образовательная организация осуществляет деятельность в соответствии с Уставом, зарегистрированным Постановлением Главы администрации Новолакского района от 07.04.2014г № 155-П, с изменениями и дополнениями, срок действия - бессрочно на право ведения образовательной деятельности. Адрес сайта учреждения: http://tukhc.dagestanschool.ru/ Электронный адрес учреждения: tuhcharskayaoosh@mail.ru Согласно лицензии № 7705 выдана 22.08.2014 и свидетельству о государственной аккредитации 6199, выдан 19 мая 2015 года, действительно по 19 мая 2027 года школа оказывает образовательные услуги в рамках выполнения государственного задания по следующим направлениям: начальное общее образование, основное общее образование, , дошкольное образование детей. Администрация школы: И.о.директора школы Муртазаалиев Магомедрасул Рамазанович Зам. директора по УВР Халикова Зарима Джабраиловна Учебно-вспомогательный персонал: Педагог-библиотекарь- Гаджиева Диана Магомедовна Педагог-ОБЖ- Магомедалиева Гюльнара Алидибировна Социальный педагог Кадиева Айшат Асланбеговна Педагог-организатор Гаджиева Педагог-психолог Пахруев Рамазан Пахрудинович Кадровый состав МКОУ «Тухчарская ООШ» В школе работают – 24 педагога Из них: Высшей категории – 1 учитель Первой категории – 2 учителя Имеют значок «Отличник образования РД» – 1 учитель 1.2. Эльмира Алидибировна Сведения о наличии зданий и помещений для организации образовательной деятельности Здание МКОУ «Тухчарская ООШ» было построено в 2011 году по типовому проекту, включает в себя 1 этаж общей площадью 820 кв.км. В школе имеются: кабинет директора, 34 классных помещения, 8 профильных кабинетов (кабинет биологии, кабинет русского языка и литературы, кабинет биологии, кабинет физики, кабинет англиского языка, кабинет основ безопасности жизнедеятельности), учительская, кабинет ИКТ, библиотека, медицинский кабинет, актовый зал, спортивный зал, столовая, музей. В кабинетах имеются все необходимые дидактические, развивающие пособия и материалы. На территории учреждения имеется стадион с искусственным покрытием. Проектная мощность школы – 100 человек. Фактическая наполняемость – 266 человек. Средняя наполняемость классов – 18 человек. 1.3. Сведения о контингенте обучающихся Численность учащихся по ступеням обучения на 01.09.2019 года Ступень обучения Всего учащихся 116 I ступень - начальное общее образование II ступень - основное общее образование 150 Всего классов 8 1 классы – 2, 2 классы – 1, 3 классы – 2, 4 классы – 2 8 5 классы – 3, 6 классы – 1, 7 классы – 2, 8 классы – 1, 9 классы – 2 2. Результаты анализа, оценка образовательной деятельности 2.1. Структура образовательной организации и система управления Управление образовательной организацией осуществляется в соответствии с федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами и Уставом на принципах единоначалия и самоуправления. Система управления носит государственно-общественный характер. Управление осуществляется на основе сотрудничества педагогического, ученического, родительского коллективов, а также во взаимодействии с внешкольными объединениями и организациями различной ведомственной принадлежности. Управляющая система основывается на стратегии развития образовательной организации и соответствует задачам образовательного процесса. Административные обязанности распределены согласно Уставу, штатному расписанию. Коллегиальные органы управления образовательной организацией: Совет Образовательного учреждения, Педагогический совет, Общее собрание работников Образовательного учреждения. Все перечисленные структуры совместными усилиями решают основные задачи образовательной организации и соответствуют Уставу МКОУ «Тухчарская ООШ» 2.2. Внутришкольный контроль и мероприятия, осуществляемые в рамках школьной системы оценки качества в 2019-2020г году Внутришкольный контроль в МКОУ «Тухчарская ООШ» осуществлялся на основании Положения и Плана работы на 2019-2020 учебный год, регламентирующего содержание и условия проведения контроля. Внутришкольный контроль осуществляют директор, заместители директора по учебно-воспитательной работе. 1. Учебная деятельность: посещение уроков администрацией и учителями; проведение открытых уроков; отчеты о проведенных внеклассных мероприятиях по предмету: • предметные недели; • участие в конкурсах, олимпиадах и т.д. • регулярная проверка документации и отчетности; 2. Воспитательный процесс регулярная проверка документации и отчетности посещение администрацией классных часов внеклассные мероприятия участие в творческих конкурсах и спортивных мероприятиях. 2.3. Содержание и качество подготовки обучающихся Работа МКОУ «Тухчарской основной общеобразовательной школы Новолакского района в 2019 году была направлена на реализацию цели: повысить качество предметной обученности учащихся за счет профессиональной компетентности учителей, внедрения новых педагогических технологий, психолого-педагогических подходов в обучении и воспитании, оптимизации системы медико-профилактических мероприятий по укреплению и сохранению здоровья учащихся. В связи с этим в 2018-2019 учебном году перед педагогическим коллективом школы были поставлены следующие задачи: Задача 1. С целью повышения качества и доступности образования всех уровней направить работу школы: на обеспечение перехода и реализацию ФГОС НОО, ФГОС ООО, ФГОС для обучающихся с ОВЗ; на качественное освоение обучающимися предметных областей; на развитие системы выявления и поддержки одаренных детей; на обеспечение условий для внедрения профессионального стандарта педагога; на развитие открытости образования; на обеспечение контроля за соблюдением законодательства в сфере образования. Задача 2. С целью обеспечения прав детей на образование продолжить работу, направленную на организацию полного охвата детей общим образованием, создание сбалансированной сети классов и групп с учетом индивидуальных способностей и потребностей детей, реализацию инклюзивного образования с использованием дистанционных форм обучения. Задача 3. Продолжить работу школы по созданию здоровьесозидающей образовательной среды, функционирующей на основе идеологии культуры здорового образа жизни. Задача 4. Обеспечить эффективную работу по профессиональной ориентации учащихся, акцентировать внимание на обеспечение профориентации обучающихся в системе среднего профессионального образования. Задача 5. Деятельность школы направить на обеспечение реализации Стратегии развития воспитания в Российской Федерации (2015-2025) и Концепции развития дополнительного образования детей. Задача 6. Продолжить работу, направленную на профилактику правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних, акцентировав внимание на профилактику: экстремизма и терроризма, суицидального поведения несовершеннолетних, развитие школьной службы медиации, просветительскую работу с родителями по вопросам педагогики и психологии, на основе развития сотрудничества с социальными партнерами, обеспечения межведомственного взаимодействия, совершенствования форм и методов сопровождения несовершеннолетних. Задача 7. Продолжить работу по формированию системы финансово-экономических и материальнотехнических механизмов ресурсного обеспечения деятельности школы. С целью реализации поставленных задач в течение всего учебного года администрацией и педагогическим коллективом школы были проведены различные мероприятия: совещания, заседания школьных методических объединений, творческих групп, лекции, семинары, конференции, теоретические и практические педагогические советы актуальной для школы тематики. Одной из задач, стоящих перед школой, является совершенствование системы мониторинга качества образования. Внешний мониторинг качества образования включает в себя: - результаты государственной итоговой аттестации (ГИА) учащихся 9 классов (ОГЭ- результаты диагностических работ учащихся 5-9 классов, проводимых в различных. Внутренний мониторинг качества образования включает в себя: - анализ успеваемости учащихся 5-9 классов по периодам обучения и учебным предметам; - анализ результатов диагностических работ учащихся 5-9 классов, проводимых в различных формах администрацией школы в соответствии с планом внутришкольного контроля и анализ результатов контрольных работ, проводимых в различных формах учителями-предметниками в соответствии с календарно-тематическим планированием в рабочей программе; - анализ реализации учебного плана школы и полноты выполнения учебных программ по всем предметам учебного плана школы. Для реализации поставленной задачи в течение учебного года администрацией школы в 5-9 классах были проведены Всероссийские, городские и районные диагностические работы, административные контрольные работы по плану внутришкольного контроля. Учителяпредметники провели контрольные работы в соответствии с календарно-тематическим планированием в рабочей программе. Следует отметить, что учителя-предметники составляли подробный анализ контрольных работ, выявляли типичные ошибки и проводили мероприятия по ликвидации пробелов в знаниях учащихся. На заседаниях школьных методических объединений подробно обсуждались результаты контрольных и диагностических работ. Председатели ШМО представили справки по результатам проведения контрольных работ за каждый период обучения. В целом уровень знаний, умений и навыков учащихся 5-9 классов соответствует требованиям, предъявленным государственным образовательным стандартом. Анализ результатов государственной итоговой аттестации (ГИА) учащихся 9 классов (ОГЭ) представлен в справке «Информация о проведении государственной итоговой аттестации учащихся 9 классов в 2020 году». Анализ результатов государственной итоговой аттестации учащихся 9 классов показал, что все учащиеся овладели необходимыми знаниями, умениями и навыками, предъявляемыми государственным стандартом основного общего и среднего общего образования Учебный план школы на 2019-2020 учебный год был составлен на основании базисного учебного плана и сохранял в необходимом объеме содержание образования, являющееся обязательным на каждой ступени обучения. При составлении учебного плана соблюдалась преемственность между ступенями обучения и классами, сбалансированность между предметными циклами, отдельными предметами. Уровень недельной учебной нагрузки на ученика не превышал предельно допустимого. В 2019-2020 учебном году в V и VII классах реализовывалась образовательная программа основного общего образования в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования. Учебный план основного общего образования обеспечивал введение в действие и реализацию требований ФГОС основного общего образования, определял общий объем нагрузки и максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей. Программно-методическое обеспечение позволило в полном объеме реализовать учебный план школы. Рабочие программы и календарно-тематические планирования учителей были разработаны в соответствии с содержанием учебных программ по изучаемым предметам общеобразовательного цикла и утверждены директором школы. В 2019-2020 учебном году школа работала в режиме 5-ти дневной недели для 1 классов и 6ти дневной недели для 2-9 классов. Расписание учебных занятий было составлено с учетом целесообразности воспитательно-образовательного процесса, создания необходимых условий для обучающихся разных возрастных групп, дневной и недельной динамики работоспособности. При анализе соответствия расписания учебному плану выявлено: расписание учебных занятий включает в себя все образовательные компоненты, представленные в учебном плане школы; включает расписание индивидуальных занятий для учащихся с ограниченными возможностями развития и здоровья. Одной из основных задач, стоящих перед школой, является повышение профессиональной компетентности учителя и всего педагогического коллектива в целом. В течение всего учебного года администрация школы проводила целенаправленную работу по совершенствованию педагогического мастерства учителей через различные мероприятия школьного, районного и городского уровня; - организация обмена и распространения педагогического опыта учителей школы, района, города через посещение открытых уроков, лекций, семинаров, круглых столов, конференций; - организация и проведение теоретических и практических педсоветов; - обмен педагогическим опытом через организацию и проведение предметных недель, методических декад; - организация работы педколлектива над единой методической темой ; - аттестация педагогических кадров; - посещение учителями курсов повышения квалификации; - участие учителей в районных, городских, всероссийских конкурсах педагогического мастерства; - организация работы ШМО, индивидуальных консультаций с учителями . 2.4. Анализ работы в начальной школе за 2019-2020 учебный год Обучение велось по общеобразовательным программам четырёхлетней начальной школы: по УМК «Школа России» 1-а класс (классный руководитель Рамазанова Р.К.) 1-б класс (классный руководитель Абдурахманова С.М. 2- класс (классный руководитель Рамазанова Х.Т.) 3-а класс (классный руководитель Джамалудинова Р.В..) 3-б класс (классный руководитель Муталипова Э.М. 4-а класс (классный руководитель Джамалудинова А.М..) 4-б класс (классный руководитель Джабраилова С.Н.) В первом полугодии 2019-2020 учебного года работало 2 группы кратковременного пребывания. ГКП – (воспитатель Гаджиева М.М.) Основные задачи создания групп кратковременного пребывания: - организация пребывания обучающихся в общеобразовательном учреждении при отсутствии условий для своевременной организации самоподготовки в домашних условиях из-за занятости родителей; - создание оптимальных условий для организации развития творческих способностей ребенка при невозможности организации контроля со стороны родителей обучающихся; - организация пребывания обучающихся в общеобразовательном учреждении для активного участия их во внеклассной работе. В группах продленного дня велась большая воспитательная работа: проводились беседы по культуре поведения, нравственному воспитанию, патриотическому воспитанию, правилам дорожного движения. Организовывались праздники, конкурсы, викторины. Деятельность методического объединения учителей начальной школы в 2019– 2020 учебном году строилась в соответствии с методической темой МКОУ «Тухчарская ООШ» Программно-методическое обеспечение позволило в полном объеме реализовать учебный план школы. Рабочие программы и календарно-тематические планирования учителей были разработаны в соответствии с содержанием учебных программ по изучаемым предметам общеобразовательного цикла и утверждены директором школы. Одной из основных задач, стоящих перед школой, является повышение профессиональной компетентности учителя и всего педагогического коллектива в целом. В течение первого полугодия учебного года администрация школы проводила целенаправленную работу по совершенствованию педагогического мастерства учителей через различные мероприятия школьного, районного и городского уровня; - организация обмена и распространения педагогического опыта учителей школы, района, города через посещение открытых уроков, лекций, семинаров, круглых столов, конференций; - организация и проведение теоретических и практических педсоветов; - обмен педагогическим опытом через организацию и проведение предметных недель, методических декад; - организация работы пед. коллектива над единой методической темой - аттестация педагогических кадров; - посещение учителями курсов повышения квалификации; В начальной школе была организована работа методического объединения по предметам: -МО начальных классов - руководитель Муталипова Э.М. Методическое объединение имеет план работы в соответствии с темой и целью методической работы школы. Заседания МО учителей начальных классов 1 31 .08.19 «Планирование и организация методической работы учителей начальных классов на 2019 – 2020 учебный год» 2 21 .09.19 «Организация и проведение школьного тура олимпиады для 3 и 4 классов. “Организация образовательного процесса. Соблюдение единого орфографического режима при оформлении работ в рабочих тетрадях » «Использование информационных технологий в начальных классах как 4 21 .03.20 одно из условий повышения качества образования» На заседаниях школьных методических объединений обсуждались следующие вопросы: 1) знакомство с планом работы на 2019-2020 уч.г.; 2) работа с образовательными стандартами; 3) преемственность в работе начальных классов и среднего звена; 4) внеурочная деятельность в рамках реализации ФГОС; 5) методы работы по ликвидации пробелов в знаниях учащихся; 6) методы работы с учащимися, имеющими повышенную мотивацию к учебно-познавательной деятельности; 7) формы и методы промежуточного контроля; 8) выявление, изучение и распространение педагогического опыта. 9) создание условия для повышения уровня квалификации педагогов; 10) отчёты учителей по темам самообразования; 11) новые технологии и проблемы их внедрения в практику; 12) итоговая аттестация учащихся. На заседаниях ШМО рассматривались вопросы, связанные с анализом работы за прошлый учебный год, изучались тексты и задания диагностических контрольных работ, учебнометодические материалы для проведения школьного тура олимпиад. 3 29.01.20 В 2019-2020 учебном году многие педагоги прошли дистанционные курсы повышения квалификации и курсы переподготовки кадров: Аттестация педагогических кадров является показателем творческой деятельности педагогов. В 2019-2020 уч.г. прошли аттестацию: № ФИО 1 Кадиева Айшат Асланбеговна Учитель обществознания и права 2 Муртазаалиев Магомедрасул Рамазанович Учитель информатики 3 Муртазаалиев Магомедрасул Рамазанович Директор Магомедова Марьям Магомедрасуловна Учитель английского языка Бутаева Гулжанат Салиховна Учитель математики 4 5 Наименование курсов и место прохождения Сроки и форма прохождения «Совершенствование профессиональных компетенций педагогов-организаторов профилактической работы по предупреждению экстремизма и терроризма в молодежной среде» «Педагогическое образование: информатика и информационные технологии в образовании» Переподготовка « Менеджмент и экономика» с 28.10.2019 по 02.11.2019 ( очно) Должность «Педагогическое образование: английский язык как иностранный в образовании» «Актуальные педагогические технологии обучения русскому языку и литературе по ФГОС» 6 Халикова Зарима Джабраиловна. 7 Магомаева Зайнап Шапиевна Зам.дир. по УВР Переподготовка « Менеджмент и экономика» Учитель начальных классов № п/п 1 2 ФИО Магомедалиева Г.А. Гаджиева Э.А. Педагогорганизатор Категория Первая Первая с 14.02.20г по 15.05.20г С 06.03.2020 по 06.05.2020 С15.03.20г по 15. 05.20г «Обеспечение эффективности и доступности системы обучения русскому языку и литературе» 8 Гаджиева Эльмира Алидибировна С 14.02.20г «Современные проектные методы развития высокотехнологических предметных навыков обучающихся предметной области «Технология» с 29.07.2019 по 02.08.2019 ( очно) По должности Учитель биологии Учитель технологии В 2019-2020 учебном году МО учителей были организованы и проведены по графику предметные олимпиады в школе, по итогам которой были направлены учащиеся на районный этап предметных олимпиад. Целью проведения и организации олимпиад является пропаганда научных знаний и развитие интереса у школьников творческих способностей В районном туре олимпиады учащиеся нашей школы не смогли показать высокий результат. Общее место в районе по предметным олимпиадам низкое. Список участников муниципального тура ВсОШ на 2019-2020 учебный год. № ФИО участника Класс Предмет Сроки Учитель 1 2 3 4 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 Магомедалиев Магомед Абдурахманова Загидат Гасанов Курбан Гасанова Ясмина Муртазалиев Шамиль Омаров Расул Муртазалиев Малик Магомедалиев Магомед Абдурахманова Загидат Гасанов Курбан Гаджимагомедов Абдула Муртазалиев Шамиль Гаджимагомедова Патимат Муртазалиев Шамиль 7а 8 9б 7а 9б 8 9б 7а 8 9б 7б 9б 7б 9б Биология Биология Биология Литература Литература ОБЖ ОБЖ Экология Экология Экология Физика Физика Русский яз. Русский яз. 19.10.19г 19.11.19г 19.11.19г 20.10.19г 20.11.19г 26.10.19г 26.10.19г 27.10.19г 27.10.19г 27.10.19г 16.11.19г 16.11.19г 17.11.19г 17.11.19г Магомедалиева Г.А. Магомедалиева Г.А Магомедалиева Г.А. Муртазалиева Ж.Р. Муртазалиева Ж.Р. Муртазаалиев М.Р. Муртазаалиев М.Р. Магомедалиева Г.А. Магомедалиева Г. Магомедалиева Г. Омаров К.И. Омаров К.И. Муртазалиева Ж. Муртазалиева Ж. 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 Магомедов Пахрудин Магомедова Нупайсат Магомедалиев Магомед Газиев Гаджимурад Шахруев Магомед Муртазалиев Шамиль Пахруев Омар Шамилевич Абдурахманова Загидат Муртазалиев Шамиль Муртазалиев Малик Муртазалиев Шамиль 7а 8 7а 8 8 9 7 8 9 9 9 история история экономика экономика Химия Химия Право Право Право Информ-ка Информ-ка 24.11.19г 24.12.19г 30.11.19г 30.11.19г 07.12.19г 07.12.19г 14.12.19г 14.12.19г 14.12.19г 15.12.19г 15.12.19г Алиева М.А. Алиева М.А. Алиева М.А. Алиева М.А. Магомедалиева Г. Магомедалиева Г. Алиева М.А. Алиева М.А. Алиева М.А. Муртазаалиев М.Р. Муртазаалиев М.Р. 2.5. Анализ работы в основной школе за 2019-2020 учебны год В основной школе была организована работа 3методических объединений по предметам: - МО учителей предметов естественно-научного цикла – руководитель Сайгитова Р.Ш. (учитель первой квалификационной категории), - МО учителей предметов гуманитарного цикла - руководитель Муртазалиева Ж. (учитель русского языка и литературы). - МО классных руководителей – руководитель Гаджиева Д.М. Каждое методическое объединение имело план работы в соответствии с темой и целью методической работы школы. Нельзя не отметить работу руководителей ШМО: Сайгитовой Р.Ш. и Муртазалиевой Ж. Р., которые в течение учебного года вели целенаправленную работу с учителями по повышению качества преподавания, определяли наиболее эффективные методы и приёмы формирования информационной компетентности учащихся. На заседаниях школьных методических объединений обсуждались следующие вопросы: 13) знакомство с планом работы на 2019-2020 уч. г.; 14) работа с образовательными стандартами; 15) преемственность в работе начальных классов и среднего звена; 16) внеурочная деятельность в рамках реализации ФГОС; 17) методы работы по ликвидации пробелов в знаниях учащихся; 18) метода работы с учащимися, имеющими повышенную мотивацию к учебно-познавательной деятельности; 19) формы и методы промежуточного контроля; 20) отчёты учителей по темам самообразования; 21) новые технологии и проблемы их внедрения в практику; 22) итоговая аттестация учащихся. На заседаниях ШМО рассматривались вопросы, связанные с анализом работы за прошлый учебный год, изучались тексты и задания диагностических контрольных работ, учебнометодические материалы для проведения школьного тура олимпиад, результаты промежуточных срезов и предэкзаменационных работ в 9, итоги четвертей и полугодий; большое внимание уделялось вопросам совершенствования педагогического мастерства учителей при внедрении инновационно-образовательных технологий, антикоррупционного воспитания на уроках, методов, приёмов, средств управления учебно-познавательным процессом при работе с одарёнными и слабоуспевающими учащимися. В рамках работы методических объединений проводились открытые уроки, внеклассные мероприятия по предметам, посещались районные мероприятия: Правовая просветительская игра «Право знать». Образовательный семинар «Работа с электронной формой учебника по обществознанию: потенциал УМК корпорации «Российский учебник»». Педагогическая студия «Применение обучающих тестов как способ индивидуализации образовательного процесса». Всероссийские вебинары от издательства Легион: «Задания высокого уровня сложности на ОГЭ по истории: XVIII – XIX вв. Методика подготовки учащихся»; «Организация работы с текстами и решение познавательных задач на уроках обществознания. Подготовка к ОГЭ»; «Формирование метапредметных умений при подготовке к ОГЭ по обществознанию: организация работы по составлению сложного плана развернутого ответа». Вебинар от издательства Просвещение «Методические рекомендации по подготовке к Всероссийской проверочной работе по истории в 5 классе». Сетевая педагогическая конференция по формированию цифрового пространства детства «Сетевичок». Педагогическая студия в школе «Проектная деятельность учащихся в урочной и внеурочной деятельности по ФГОС» «Проектная деятельность учащихся». Ежегодно учителя нашей школы распространяют педагогический опыт через публикации в различных методических сборниках, на интернет-порталах педагогических сообществ Общие выводы: 1. В основном поставленные задачи на 2019- 2020 учебный год выполнены. 2.Работа ШМО учителей проводилась, согласно планам и была направлена на повышение качества знаний, развитие познавательных и творческих способностей каждого ученика и учителя. 3. Заседания практически всех ШМО проводились регулярно и отражали основные проблемы, стоящие перед педагогами школы. 4.Учителя совершенствовали педагогическое мастерство, овладевали современными методиками и технологиями обучения, посещая мероприятия различного уровня. 5.Предметные недели были проведены практически всеми МО, но часто характеризовались слабым информированием о проведении и привлечением малого количества коллег и отсутствием администрации по причине отсутствия приглашения на данные мероприятия. 6.Отсутствие взаимопосещения уроков учителями. В 2020-2021 учебном году надо продолжать работать над темой самообразования, повышать своё мастерство и уровень квалификации, что в конечном итоге направлено на повышение качества образовательного процесса Одной из важнейших задач, стоящих перед школой, является выполнение государственной программы по всем предметам учебного плана. В 2019-2020 учебном году в соответствии с учебным планом школы образовательные программы по всем учебным предметам реализованы в полном объеме. На совещании учителей был представлен подробный анализ выполнения учебных программ за год по всем предметам учебного плана школы и даны рекомендации по реализации учебных программ в полном объеме. Таким образом, учебный план школы выполнен, учебные программы реализованы в полном объеме. Выполнение практических, лабораторных и контрольных работ по предметам осуществлялось в соответствии с тематическим планированием по предметам. В следующем учебном году учителям-предметникам, выполнившим программу за счет часов повторения, с уплотнением тем, при составлении тематического планирования на 2020-2021 учебный год рекомендуется запланировать уроки повторения и обобщения пройденного материала. Оценка реализации учебных программ, тематического планирования выявила их соответствие образовательному минимуму по всем предметам, федеральный компонент образовательного стандарта реализуется полностью. В целях сохранения единого образовательного пространства, обеспечения преемственности преподавание велось по учебникам, значащимся в федеральном Перечне учебных изданий. Анализ классных журналов показал: обязательный минимум содержания образования выдерживается; практическая часть образовательных компонентов выполняется согласно календарно-тематическому планированию; уроки по региональному компоненту проводятся. Все предметы в школе велись специалистами. Класс* 5 6а 6б 7 8а 8б 9 Справка об оценке полноты реализации образовательных программ МКОУ «Тухчарская ООШ» за 2019-2020 учебный год Предметы**, по которым не Кол-во Кол-во часов, % выполнены учебные Кол-во часов по реализованных выполнения программы учебных учебному в 2019-2020 учебного недель плану уч.г. (год) плана Предмет % выполнения (год) 34 34 34 34 34 34 34 986 1020 1020 1088 1224 1224 1224 936 966 962 1030 1163 1175 1197 94,92 94,70 94,31 94,67 95,01 95,99 96,72 Данные таблицы говорят о том, что за 2019-2020 учебный год в 5-9 классах программа выполнена полностью, но присутствует уплотнение от 1 до 5 часов по некоторым предметам. Уплотнение тем проведено за счет резервных уроков и уроков повторения изученного материала. Уплотнение программы по учебным предметам происходит в связи со следующими причинами: карантином, болезнью учителей, днями здоровья, праздничными днями, выпадающими на понедельники и субботы, карантином из-за распространения коронавирусной инфекции в стране в четвертой четверти занятия велись с 07.о4.20г по 23.05.20г в связи с этим программы в каждом классе были уплотнены, но пройдены полностью. Выполнение практических, лабораторных и контрольных работ осуществлялось в соответствии с тематическим планированием по предметам. В целях обеспечения реализации государственного стандарта в течение года велась работа по повышению уровня качества обученности обучающихся. Проводился мониторинг уровня сформированности метапредметных и предметных умений в форме диагностических и контрольных работ. Цель мониторинга: выявить уровень сформированности метапредметных умений у учащихся; проанализировать результаты; скорректировать рабочие программы в соответствии с результатами; определить возможности для сопровождения учащихся, испытывающих трудности в обучении; определить возможности для сопровождения учащихся с высоким интеллектуальным уровнем развития. Анализ успеваемости и качества знаний учащихся 5-9 классов за 2019-2020 уч.г. Класс Кол-во уч-ся 5А 15 Учатся на «5» Учатся на «4» и «5» С одной «4» 5В 6 7А 7Б 8 % 17 20 21 19 13 10 100 115 2 1 1 3,64 13 4 1 4 26,03 0,73 30 2 2 6,33 8 3 7 С одной 3» ИТОГО 5Б 9 8 2 1 4 3 2 3 2 Не успевают - Успеваемость 100 97 100 100 100 Качество знаний 30,4 40 28,5 37,5 17,9 Отличники: 7 чел. 5 кл. -3 чел. 5А кл. – 1 чел. 6кл-1 чел 7а- 2 чел. 9А кл. – 1 чел. 9Б кл.- 1 чел. 100 13,3 100 - 99,3 23,8 - 29,7 Учителя-предметники и классные руководители проанализировали причины неуспеваемости учащихся, определили педагогические технологии, методы и формы работы со слабоуспевающими учениками, которые они чаще всего используют в своей практике. В течение всего учебного года администрация школы совместно со службой сопровождения, классными руководителями, учителями-предметниками вела целенаправленную работу по предупреждению неуспеваемости: был составлен план работы со слабоуспевающими учащимися, организованы индивидуальные консультации, намечены пути по ликвидации возникающих у учащихся трудностей, проводились беседы с учащимися и их родителями. 1. Качество предоставляемых образовательных услуг. 1.1.Качество обученности учащихся – по итогам 2019/2020 учебного года Ступень обучения I ступень II ступень Всего Количество учащихся 116 (из них 40 чел 1 кл) 150 266 (из них 40чел. 1 кл.) Количество учащихся, успевающих на «4» и «5» Количество учащихся, получивших похвальные листы Количество учащихся, получивших аттестаты особого образца чел. % чел. % чел. % 64 42 64 11,2 - - 40 26,8 9 2,5 1 1,5 201 31,7 40 6,2 1 Второгодни ки *, получившие справки Отсев чел. % че л. % - - - - Мониторинг результатов ОГЭ за 2017- 2018- 2019 учебные годы. № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Предмет Русский язык Математика Биология История География Физика Обществознание Химия Информатика и ИКТ 2017г Колво уч-ся 16 16 11 0 2 0 12 5 2018г Кач. % Усп.% 12,5 62 9 0 0 93,8 100 100 100 100 20 80 Колво уч-ся 25 25 21 3 9 0 12 3 0 2019г Кач.% Усп.% 56 64 55 100 11 16,6 66 - 100 100 100 100 100 100 100 - Колво уч-ся 24 24 15 8 15 5 - Кач.% Усп.% 25 79 60 37,5 47 100 - 100 100 100 100 100 100 - В 2019-2020 учебном году в школе были проведены предметные олимпиады. Целью проведения школьных олимпиад является пропаганда научных знаний и развитие у школьников творческих способностей, а также участие победителей школьного этапа в районном и городских турах. Выводы: Для увеличения результативности олимпиад на районном и региональном уровне необходимо формировать устойчивую положительную мотивацию к учебной деятельности, ученики должны чувствовать себя субъектом учебно – познавательного процесса, понимая, что этот процесс организован для них, что цели и задачи этого процесса – их личные цели, что именно они играют не подчиненную, а главенствующую роль. В следующем учебном году необходимо подключить к работе по подготовке к районной олимпиаде руководителей творческих групп под руководством председателей МО учителей. Участие учащихся в олимпиадах, их победы сегодня рассматривается одним из критериев оценки деятельности образовательных учреждений, деятельности педагога при прохождении аттестации. Но не стоит забывать, что главными участниками олимпиадного движения все – таки являются дети и, что подготовка к участию в олимпиадах для них существенная дополнительная учебная нагрузка. В тоже время участие в олимпиадном движении позволяет детям повысить уровень самооценки; способствует расширению и углублению знаний по учебным предметам, помогает определиться с выбором будущей профессии. Исходя из выше изложенного, встает вопрос: каким образом привлечь и подготовить ребят к успешному выступлению на предметных олимпиадах. При анализе сделаны выводы о необходимости соблюдения следующих принципов. 1. Ненавязчивость и добровольность. Личность учителя, его желание и умение заинтересовать является толчком к началу занятий. Привлечение по возможности для начального разговора тех, кто на личном примере поделится ощущениями от участия в олимпиадном движении. 2. Высокая мотивация обучения. На примере старших учащихся, удачное выступление на олимпиадах, конференциях, конкурсах и, наконец, поступление в престижное учебное заведение является достаточной мотивацией для занятий. Обратная связь с родителями ученика играет не последнюю роль. Ученик – учитель – родитель, являются звеньями одной команды. 3. Продуманность и систематичность занятий Творческие достижения обучающихся и коллективов школы в 2019-2020 учебном году (по результатам участия в конкурсах, соревнованиях, смотрах, конференциях, фестивалях и др.) Спортивное направление. 18.01.2020г - Первенство по волейболу среди юноше 2005г и моложе. Северная зона. 18.02.2020г - Соревнования по настольному теннису среди школьников Новолакского района, 3 мальчика и 2 девочки. 20.02.2020г- Соревнования по волейболу среди школьников Новолакского района среди мальчиков. Патриотическое направление. 2.6. Анализ деятельности дополнительного образования детей В объединениях дополнительного образование обучается 124 человек с учетом занятий одного учащегося в нескольких объединениях. Работа объединений дополнительного образования ведется в соответствии с дополнительными общеобразовательными общеразвивающими программами дополнительного образования детей, утвержденными на педсовете МКОУ «Тухчарская ООШ» Созданы условия для всестороннего развития личности учащихся. Ведутся занятия по действующим общеобразовательным общеразвивающим программам дополнительного образования по пяти направленностям: художественной, естественнонаучной, социально-педагогической, физкультурно-спортивной, туристско-краеведческой. Охват учащихся, задействованных в массовых мероприятиях различного уровня, составляет 19,2%, что свидетельствует об уровне - ниже среднего. Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы, рассчитанные на 6 часов обучения в неделю (художественная направленность), по данным самообследования педагогов, показывают низкие результаты участия учащихся в мероприятиях городского и всероссийского уровня. У педагогов отсутствует необходимость задействовать учащихся в социальных проектах и массовых мероприятиях. Поэтому, администрации школы необходимо скорректировать работу педагогов дополнительного образования, для привлечения большего числа учащихся, занимающихся в объединениях в массовые мероприятия на следующий учебный год. А также направить педагогов на курсы повышения квалификации. 2.7. 2.8. 2.9. Анализ работы школьной библиотеки за 2020 год. В соответствии с годовым планом велась: справочно-библиографическая и информационная работа; работа с читателями (индивидуальная и массовая). Школьная библиотека в течение года оказывала помощь учителям: -в проведении массовых мероприятий -проводился подбор литературы, стихов в помощь проведению общешкольных мероприятий, педсоветов -совместно с педагогами формировался заказ на учебную литературу: -обеспечение пользователей компьютером. . В библиотеке читателей на 31-е декабря являются 82 учащихся. (66%) Библиотека пропагандировала чтение, применяя различные формы работы (выставки, викторины, беседы обзоры, конкурсы, библиотечные плакаты, рекомендательные списки литературы и др.) Проводились экскурсии в библиотеку для учащихся 1-х классов, запись их в библиотеку школы. Итоги читаемости показали: уровень читаемости учащихся начальной школы высокий (77%), читаемость учащихся средней школы значительно повысилась (65%), в старшей школе уровень читаемости (75%). Активными читателями школьной библиотеки были учащиеся 1А,1Б,2А,2Б,3В,4В,5А,9А,9Б, классов. Велась работа по составлению списков должников, как по учебникам, так и по художественной литературе. Долги ликвидированы по художественной литературе на 99%. Помощь в работе оказывали классные руководители. У учащихся формировались библиотечно-библиографические знания, умение пользоваться книгой, умение нахождения книги в фонде библиотеки. Проработан и осуществлён заказ учебной литературы на 2020-2021 учебный год. Используемые в образовательном процессе учебно-методические комплекты соответствую федеральному перечню учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ. В 2019 году учащиеся школы были обеспечены учебной и учебно-методической литературой за счёт фонда библиотеки по всем предметам. Фонд библиотеки в 2019г составил: 5 132 учебника Пополнение и обновление учебного фонда: На приобретение учебной литературы использованы федеральные средства. На 1-ое сентября 2019 года в связи с изменением в учебном плане учащиеся обеспечены учебной литературой: -. Основы духовно-нравственной культуры народов России. (5 класс); -. Изобразительное искусство. (8 класс), что составило 100% обеспеченность учебной литературой. Анализ показал, что библиотека обеспечивала пользователей основными библиотечными услугами: выдавала во временное пользование издания из своих фондов, оказывала консультативную помощь в поиске документов, составляла библиографические указатели, списки литературы, выполняла библиографические справки, проводила библиографические обзоры, организовывала книжные выставки и массовые мероприятия, содействовала формированию информационной культуры. Анализируя работу школьной библиотеки за 2019 год можно сделать вывод: 1. Школьная библиотека в течение года оказывала помощь учителям, классным руководителям в проведении массовых мероприятий, классных часов. Производился подбор литературы, стихов; оформлялись книжные выставки. 2. Библиотека пропагандировала чтение. Практически добилась систематического чтения учащихся, прививала интерес к периодической печати. 3. Работа проводилась в соответствии с годовым планом работы школы на 2019 учебный год. 4. Созданы условия для реализации обучающимися по индивидуальным учебным планам средствами школьной библиотеки. Основные задачи, поставленные в 2019-2020 учебном году, выполнены. Выявлены основные проблемы, над которыми надо работать в 2020 году: 1. Школьная библиотека играет важную роль в достижении целей образования и задач школы. Образовательной частью работы школьной библиотеки является планомерное, в сотрудничестве с педагогами, обучение детей навыкам работы с информацией. Но, к сожалению, обеспечение и содержание основного фонда не совсем соответствует современным требованиям образовательновоспитательного процесса. 2. Доступ к электронным учебным материалам и образовательным ресурсам Интернета не выполнен, так как стоят фильтры и блокировка многих хороших веб - ресурсов на компьютере в БИЦ системами контентной фильтрации. 3. Материально-техническое обеспечение и информационное обеспечение введения ФГОС На сегодняшний день школа располагает необходимой технической базой: имеются печатные и электронные носители образовательной информации, цифровые образовательные ресурсы, мультимедийные средства обучения. В образовательном учреждении создано единое информационное пространство, создана единая локальная сеть. Всего в школе – 2 компьютерных класса, есть постоянный доступ в Интернет, интерактивные доски, в каждом классе имеется стационарный мультимедийный проектор и автоматизированное рабочее место учителя. 4. Информационное обеспечение введения ФГОС Проведены классные и общешкольные родительские собрания, где родителям была дана информация о переходе школы на новые ФГОС, проведено анкетирование родителей 5-7-х классов, учителей- предметников. Проведенное анкетирование родителей 5-7-х классов выявило следующее: большинство родителей удовлетворены обучением их детей в школе, организацией учебного и воспитательного процесса в 5-7-х классах в условиях введения ФГОС ООО. Важнейшим субъективным фактором, влияющим на эффективность реализации ФГОС ООО, является учительский состав. Именно от усилий и профессионализма каждого конкретного педагога напрямую зависят доступность, качество и эффективность образования для каждого ученика. 5. Основные выводы по учебному процессу МКОУ «Тухчарская ООШ» Содержание и качества подготовки, обучающихся по заявленной государственной аккредитации основной общеобразовательной программе основного общего образования, соответствует ФГОС основного общего образования (5-7 классы), и ГОС основного общего образования. Содержание и качества подготовки, обучающихся по заявленной государственной аккредитации основной общеобразовательной программе среднего общего образования, соответствует ФГОС среднего общего образования. Деятельность педагогического коллектива соответствует приоритетным направлениям образовательной программы и направлена на создание условий для повышения качества образования и воспитания, совершенствования организации учебно-воспитательного процесса в целях сохранения и укрепления здоровья учащихся. Качество образования в школе соответствует требованиям ФГОС. 6. Задачи на 2020-2021 учебный год для повышения качества образовательного процесса Получение обучающимися качественного образования, включающее навыки компетентностного уровня в соответствии с личностными потребностями и индивидуальными возможностями каждого ребенка. Формирование базовых компетентностей через реализацию ФГОС, оптимизацию учебновоспитательного процесса Совершенствование оптимальных условий деятельности учителя для его творческого роста и достижения профессиональной успешности; овладение ключевыми профессиональными компетенциями, разработка и внедрение новых механизмов выявления и развития одаренности. Совершенствование системы качественной подготовки учащихся к ГИА. Решение проблемы повышения качества образования и воспитания в школы на основе внедрения инновационных образовательных технологий (здоровьесберегающие технологии и др.), совершенствования системы мониторинга. Информатизация образовательного процесса. Материальное и программное дооснащение образовательного процесса Укрепление и расширение связей с общественностью, научными организациями, родителями, региональных и международных связей, способствующих развитию школы как открытой образовательной системы.